Классификация потребностей человека ТОП-3 категории
Главная ценность приобретаемых товаров и услуг заключается в реализации ожиданий, которые потребитель с ними связывает. Структурировать знания о потенциальны клиентах нам поможет классификация потребностей человека. Поговорим о том, как же найти подход к вашей целевой аудитории и выстроить доверительные отношения, составить правильное клиентоориентированное предложение, опираясь на основные запросы потребителя.
Классификация потребностей человека - содержание:
- Узнаем основы психологии потребителей: классификация потребностей по Маслоу
- То, что скрыто: внутренние и внешние потребности
- Всегда соответствовать ожиданиям! ТОП-4 стратегии
Пирамида потребностей человека Маслоу
Классическая иерархия базовых человеческих потребностей представлена в пирамиде Маслоу и отражает пять ступеней необходимостей, без которых невозможно нормальное существование человека. К таким основным потребностям относятся:
Физиологические потребности – те, удовлетворение которых необходимо для выживания.
Потребности в безопасности и защите - потребности в ощущении безопасности, отсутствии угроз со стороны внешней среды,уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Социальные потребности – потребность быть принятым обществом, ощущать себя частью группы.
Потребности в уважении - самоуважение и признание социальной группой.
Потребность в самовыражении – реализация своих возможностей и личностный рост.
На основании пирамиды Маслоу практический маркетинг представляет свою модификацию модели потребностей клиентов, разделяя их на две категории: рациональные (или функциональные) и эмоциональные.
К рациональным потребностям относятся те, без которых нормальное физическое существование индивида становится невозможным (основанные на физиологических потребностях и потребности в чувстве защищённости). К источникам удовлетворения нужд в этой категории будут относится продукты питания, фармацевтическая продукция, продукты личной гигиены, функциональная одежда, товары для дома и другая продукция массового потребления. Сфера услуг представлена обслуживанием в области начального образования, услугами нянь и репетиторов, медициной, сервисами питания и тд.
Только когда удовлетворены рациональные потребности, у человека появляются потребности эмоциональные. Если вновь обратиться к пирамиде Маслоу, то можно увидеть, что они расположены в трёх верхних областях - социальных потребностей, потребности в признании и самовыражении. Наиболее наглядный пример удовлетворения эмоциональных потребностей - успешные продажи брендовых товаров, которые клиенты покупают, когда хотят подчеркнуть статус и исполнить определенную социальную роль. Предложение, ориентированное на эмоции потребителя, часто транслируется через так называемых лидеров мнений или амбассадоров бренда ( блогеры, известные личности), ассоциация с которыми вызывает положительный эмоциональный отклик целевой аудитории и становится дополнительным фактором, пробуждающим к приобретению услуги или товара.
Внутренние и внешние потребности
Эмоциональные потребности человека носят внутренний или внешний характер. При этом удовлетворять обе категории может один и тот же источник.
Внутренние потребности - те, которые связаны со скрытыми переживаниями и внутренними эмоциональными процессами клиента. К примеру, человек считает свою физическую форму не идеальной, испытывает в результате этого дискомфорт и покупает абонемент в фитнес-зал.
Внешние потребности - как правило,связаны со стремлением получить общественное признание и стать частью определенного сообщества. В описанном выше примере с абонементом, человек с внешней потребностью в красивом теле отправится в спортзал, чтобы улучшить себя и привлечь к себе внимание. Также, возможно, он хочет приобщиться к сообществу красивых и здоровых людей, и идёт в фитнес с целью завести знакомства и ощутить себя частью этого социума. Или, быть может, в его сознании спортивное тело является синонимом успешности.
Составляя клиентоориентированное предложение, опирайтесь на разные категории потребностей, которые способны реализовать ваши товары и услуги, продумывайте различные варианты коммерческих посланий, ориентированных на покупателей с разными внутренними и внешними запросами. Демонстрируйте необходимость и полезность для каждого.
Уровни ожиданий клиентов
Помимо необходимости в удовлетворении потребностей, клиент имеет также определенный уровень ожиданий от приобретения. Чем выше соответствие ожиданиям - тем более желанными для вашего потребителя становятся товары и услуги.
Рассмотрим уровни привлекательности предложений по степени удовлетворения ожиданий потребителей:
Предложение без дополнительных условий - первый уровень лестницы ожиданий. Основной (базовый) товар или услуга - тот, который удовлетворяет базовую потребность потребителя, и его ожидания от продукта «в чистом виде» без сопутствующих опций.
Ожидаемый товар или услуга - само предложение + реализация желаний аудитории или отдельного клиента в области дополнительных услуг и условий. Это могут быть приемлемые цены, выбор комфортных способов оплаты, удобная доставка (в случае с интернет-магазинами).
Расширенный товар или услуга - предложение, дополненное ещё большим количеством дополнительных возможностей, чем в ожидаемой модели. К примеру, бесплатной консультацией у специалиста, пробным бесплатным тестированием новых функций или предоставлением выбора различных пакетов услуг на специальных условиях. Факторами расширенной услуги будет все то, что ваши конкуренты ранее не предлагали своим клиентам, а вы предложили.
Потенциальный товар или услуга - предложенное вами законченное решение, полностью удовлетворяющее потребность клиента или решающее его проблему.
Формируйте неповторимые и индивидуальные клиентоориентированные предложения, ориентируясь на классификацию потребностей человека, и превосходите ожидания !