Приветствую читателей своего Блога о маркетинге и продвижении! В новой статье «Целевая аудитория - сегментация - ТОП-9 критериев» я расскажу о базовом исследовании, необходимом при составлении торгового предложения для успеха вашей рекламной кампании - сегментации целевой аудитории. Главная цель бизнеса - привлечь внимание потенциального клиента и построить долговременное взаимодействие. Ведь лишь постоянное сотрудничество является залогом постоянного прироста прибыльности вашего дела. Открываете ли вы онлайн или оффлайн магазин, продвигаете мероприятие - адресуйте своё предложение тем, кто готов его услышать. Обращаясь к потенциальному клиенту, необходимо знать его эмоциональный язык, интересы, которыми тот живет - будто вы лично знакомы: понимать возможности, ожидания, желания и потребности. Учитывать внешние факторы, как постоянные так и динамические, влияющие на принятие решения о покупке. Для этого в маркетинге разработан ряд методик, позволяющих сделать знакомство со своим потребителем наиболее информативным.
Содержание:
- Сегментирование Целевой Аудитории – о главном исследовании для создания Вашего успешного бизнеса - ТОП-9 бизнес-сегментов: b2b сегменты, сегменты b2c, b2g и не только! Как определить целевую аудиторию для бизнеса?
- Самые полезные характеристики для выявления релевантных сегментов целевой аудитории:
- Географические - Демографические - Ценностные - Социально-экономические - Психологические и многие другие
Целевая аудитория - сегментация как основа аналитики потенциальных клиентов
Сегментирование целевой аудитории - первичная форма анализа потенциальных потребителей, без которой невозможно углубленное погружение в знания о клиенте. Ещё на этапе мысленной проработки концепции своего бизнеса или мероприятия ставим вопросы: кому мы делаем предложение о покупке? Для кого оно будет представлять интерес, какие задачи и потребности решает продукт? В чем уникальность и отличия от подобных предложений, или продукт является принципиально новым явлением на рынке? Ответив, становится ясен первоначальный портрет покупателя, собирательный образ аудитории, которая будет проявлять интерес к товару, является финансово состоятельной для совершения покупки и способной воспринимать наше маркетинговое послание. Но этой информации о клиенте еще не достаточно для построения качественной коммуникации. Чтобы получить эффективную обратную связь, необходим углубленный анализ: где мы находим наших клиентов, каковы их возможности, через какие каналы возможно донести до них знание о нашем продукте...
Ответы на эти вопросы даёт такой метод как сегментация целевой аудитории - разделение большой группы людей на отдельные подгруппы, объединённые рядом общих характеристик и потребностей, но обладающие индивидуальными особенностями.
Взаимодействующие бизнес-сегменты. Классификация
Первая классификация - разделение на категории по субъектам процесса «предложение - продажа - покупка». Основными действующими лицами становятся:
B (business) - бизнес, компании, предприятия, индивидуальные предприниматели, организаторы мероприятий. Те, кто, собственно, и являются инициаторами торгового предложения.
C - (consumer) - потребитель, частное лицо. Те, кого мы анализируем и кому адресуем наше предложение.
G - (government) - государственные структуры. Это муниципалитеты, государственные фонды (если, к примеру, нам потребуется участие в конкурсе на грант для социально значимого проекта), бюджетные службы... для государственных организаций наше предложение также может быть полезным.
Исходя из такого вида сегментирования, можем сразу выделить категории взаимодействия субъектов в бизнес-процессе:
b2b сегмент - «бизнес - бизнесу» - одна из самых распространённых моделей. Сюда входят все виды торговых обменов между организациями, компаниями, юридическими лицами. Это взаимодействие поставщиков с любыми единицами оптовой и розничной торговли (производители одежды продают партии товаров магазинам, производители строительных материалов взаимодействуют с застройщиками и тд).
b2c сегмент - бизнес - потребителю». Ещё более распространённая модель, в наибольшей степени актуальная для владельцев малого бизнеса. Товар получает конечный потребитель. Именно для этого сегмента в наибольшей степени характерны все вопросы, связанные с глубоким анализом Целевой Аудитории.
b2g - «бизнес для государственных структур». При данной модели предприниматели сотрудничают с государственными учреждениями. Сегмент не нуждается в глубоком анализе аудитории.
Данные три модели наиболее распространены, когда речь идёт о бизнесе в традиционном понимании «продавец (фирма, юр. лицо, индивидуальный предприниматель) - покупатель». Кроме этого, существуют и другие сегменты, где предложение поступает от потребителей или государства. Подробно на них в данной теме останавливаться не будем, но перечислить их необходимо:
c2b - потребитель демонстрирует свою ценность для бизнеса. Подобная модель может быть частью анализа Целевой Аудитории, поскольку в неё входят отзывы покупателя о товаре, запросы к продавцам на отсутствующие или ожидаемые товары, рекомендации, в том числе и по ценовой политике.
c2c - не входит в понятие традиционного бизнеса, но постоянно встречается в обыденной жизни: в данном случае один потребитель адресует предложение другому. Типичный пример - продажа личных вещей на специализированных сайтах (Avito) и группах в социальных сетях.
c2g - взаимодействие потребителя с государством. Любой гражданин, работающий, имеющий собственность, транспортное средство и тд., совершает выплаты - будь то налоги или коммунальные платежи.
g2b и g2c - услуги государства для бизнеса и частных лиц: специализированные сервисы, порталы, реестры и др.
g2g - одна государственная структура оказывает услуги другой.
Сегментирование целевой аудитории - составляем портрет потребителя
Данный вид сегментирования в большей мере характерен для b2c. Это те самые знания о наших потенциальных клиентах, которые позволяют создать максимально точно ориентированное на конкретного человека предложение. При данном виде анализа сегментирование может происходить по следующим критериям:
Географические - где находится потенциальный потребитель и сможет ли воспользоваться нашим предложением исходя из своего географического расположения.
2. Демографические - нуждаются в подробном изучении. Это возраст, пол, религия, семейное положение, национальность - все то, что оказывает влияние на формирование ценностей и потребностей.
Для разных демографических категорий наиболее эффективно составлять различные маркетинговые послания, формировать разнообразный характер обращения к потенциальному клиенту.
3. Потребности и ценности. Также достойны глубокого изучения. Подробнее об этих категориях я рассказывала в статьях блога, посвящённых формированию потребительской ценности и видам потребностей клиентов.
4. Социально-экономические характеристики - уровень образования, дохода, социальный статус потребителя и др.
5. Психологические - имеют прямое отношение к удовлетворению потребностей и ценностям. Нередко становятся ключевыми в процессе принятия решения о покупке
6. Ассоциации - весьма полезная категория. Проследите, какие аналогии вызывает ваш товар или услуга у потребителя. В целом, это более углубленное изучение психологических характеристик и потребностей: если предложение напрямую ассоциируется с реализацией потребности, оно имеет большие шансы быть воспринятым.
7. Поведенческие характеристики - то, как потребитель совершает процесс покупки. Под влиянием каких факторов (спонтанных эмоций, рекомендаций друзей и родных, приверженности бренду...). Долго ли принимает решение о покупке, насколько часто и в каких объемах приобретает продукцию, какие потребности реализует и какие проблемы решает, покупая товар.
8. Собственно проблемы потребителя - характеристика, достойная быть выделенной в отдельную категорию. Ведь часто именно стремление к решению проблемы наталкивает нашего клиента на мысль о поиске самого оптимального пути, помощником в котором вполне может выступить наш продукт.
Для каждого маркетингового предложения можно выделить множество характеристик, которые помогут изучить своего клиента. Насколько неповторимым может быть каждый продукт, настолько уникальным является его потребитель - ведь не бывает двух одинаковых людей.
Базовая рекомендация при проведении такого исследования целевой аудитории как сегментация - выделить максимальное количество критериев, по которым можно составить портрет клиента, который станет основным источником достоверных знаний о потребителе. О других методах анализа аудитории - в следующей статье